«Аполлон и Дафна»

В марте на Крите зацветает, кажется, каждая травинка и колючка, откликаясь весне. Даже вечнозеленый лавр, кажущийся таким невозмутимым, покрывается желтыми соцветиями и заставляет вспомнить о спрятанной в нем нежности. По-гречески его называют daphne, по имени нимфы, убегавшей от влюбленного в нее бога Аполлона. В самый миг прикосновения преследователя Дафна по воле богов превращается в лавр…

Вот этот момент преображения, ускользающего мгновения – в самой известной скульптуре итальянца Джованни Лоренцо Бернини, выполненной в 1622-1625 годах по заказу кардинала Боргезе. «Божественная красота и грация, слитые воедино страсть и непокорность» – так описывали современники эту работу мастера. Аполлон практически настигает Дафну, но та уже начинает превращаться в лавр. Она еще полна движения, но ее ноги уже окутывает древесная кора, в волосах заметна листва, а пальцы девушки уже превратились в ветви. Вся композиция настолько пластична и легка, что, кажется, она едва касается земли.

Кардинал Маффео Барберини, будущий папа Урбан VIII написал двустишие, оправдывающее присутствие «языческой» скульптуры в коллекции кардинала: «Каждый, кто будет искать наслаждения исчезающей красотой, очнется с руками, полными листвы и горьких ягод». Тем не менее «Аполлона и Дафну», украшающих Галерею Боргезе в Риме, в конце  XVIII века даже переместили в центр зала, сделав скульптуру тематическим центром помещения.