Вот странность: Иоанна Русского почитают в Турции и Греции аж с XVIII века, а в России он был включен в календарь Русской православной церкви только в 1962 году. А святой и вправду был русским, и в детстве звали его Ваня…
На чужбине
Он родился в казацкой семье, в Малороссии около 1690 года. Во времена Петра первого Ивана «забрили» в солдаты и отправили «турок воевать» (русско-турецкая война 1710-1713 гг.). В одном из походов он попал в плен к татарам, союзникам турок. На невольничьем рынке в Константинополе его купил один из начальников турецкой кавалерии и отправил в Каппадокию, в свою деревню – Прокопион (Ургюп). Многие русские пленные, оказавшись в похожем положении и желая облегчить себе жизнь, принимали ислам. Но Иван, несмотря на все издевательства, твердо отказывался менять веру. Он был кроток с мучившими его, старался утешить собратьев по несчастью и помочь им, делясь скудной едой. Днем он усердно работал на конюшне, а по ночам тайком ходил молиться в секретную пещерную церковь.
Твердость Ивана в конце концов вызвала уважение хозяина – его назначили главным в конюшне и предложили перебраться в комнату в доме. Но «странный русский», аскетствуя, остался спать на соломе, в конюшне: «Покровитель мой, Господь… судил мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».
Как «гяур» стал «вели»
Особенно изменилось отношение к Ивану, говорит легенда, после одного случая. Его хозяин отправился на хадж в Мекку. Он быстро добрался до цели, и жена устроила в деревне благодарственный пир. А когда гостям подавали плов, вздохнула: «Муж так любит плов… Жаль, что сейчас не может его попробовать». И Иван, прислуживавший гостям, попросил тарелку плова – для хозяина. Все посмеялись, но хозяйка выполнила просьбу… Когда хозяин вернулся из хаджа, то рассказал: придя из мечети, он обнаружил в своей комнате тарелку еще дымившегося плова. А когда рассмотрел тарелку, ахнул: там стояли его инициалы, как и на всей посуде в доме в Прокопионе.
Слухи наполнили всю деревню: этот русский – божий человек, раз по его молитве свершаются такие чудеса. Даже турки-мусульмане называли его теперь не «гяур» («неверный»), а «вели» – «святой». А «вели» по-прежнему тяжко работал на конюшне, молился и помогал всем, кому мог.
В 1730 году он заболел, мирно скончался, и хозяин разрешил похоронить его по христианскому обычаю у той самой церкви Святого Георгия, где Иоанн молился. Могила святого стала местом паломничества не только единоверцев: просить его заступничества приходили и мусульмане, тем более что чудеса случались. А через три года Иоанн явился во сне священнику, чтобы сказать: его мощи нетленны. Необъяснимый свет над могилой стал еще одним аргументом – мощи, оказавшиеся действительно нетленными, местные христиане открыли и перенесли в церковь. Позже в деревне построили храм Иоанна Русского, где они оставались до 1924 года.
Эвбея – место последнего упокоения
После обмена населением между Турцией и Грецией в 1924 году христианская часть населения Прокопиона переехала на остров Эбвея (Эвия), захватив с собой святыню – раку с мощами Иоанна Русского. Переселенцы обосновались в деревне, которую назвали в память о родине Нео (новый) Прокопион, а позже построили храм и освятили его в честь святого Иоанна.
Сюда, к нетленным мощам, стекаются паломники со всего мира в надежде на помощь Иоанна Русского. Священник, служащий в храме, бережно собирает все рассказы о чудесах и исцелениях по молитвам заступнику. В дни памяти святого (9 июня) прихожане и паломники проходят по деревне Крестным ходом. И, если среди гостей находятся россияне, их удостаивают чести возглавлять процессию мирян.
А что в России?
Иоанн Русский внесен в святцы Русской Православной Церкви по ходатайству митрополита Никодима (Ротова) в 1962 году. До того святого вообще не знали в России. В 2004 году в Кунцево был выстроен деревянный храм-часовня, и тогдашний Святейший Патриарх Алексий II освятил его в честь Иоанна Русского. Почему? По его же словам, чтобы об этом святом знали больше. Теперь его имя носит и большой каменный храм в Кунцево, возведенный рядом с малым и освященный в 2016 году.
«Википедия» упоминает еще несколько храмов, посвященных Иоанну Русскому: в Батайске, Костроме (домовая церковь) и Новосибирске (придел).
Переодеть святого
Удивительным образом Иоанн Русский продолжает напоминать о себе не только деятельным участием в жизни верующих. Примерно раз в 20 лет он является во сне людям в разных уголках мира и просит поменять ему облачение. Верующие сообщают об этом священнику храма на Эвбее. И когда таких свидетельств собирается достаточное количество, священники проводят специальный ритуал по смене риз, в которые облачены мощи.
Последняя церемония такого рода прошла за закрытыми дверями совсем недавно – 18 апреля 2024 года. Голубые облачения заменили на белые: цвет всякий раз выбирает сам святой. Прежнюю ризу, по традиции, разделили на кусочки и раздали верующим.
Источники: neakriti.gr, wikipedia.org, greecetransfer.pro, parapolitika.gr, solun.gr
На первом фото – храм Иоанна Русского на Эвбее