Традиционные критские танцы

Критские танцы являются частью богатой культурной истории острова и всегда были лучшим способом самовыражения для критян. Традиционная музыка и танцы уходят корнями во времена минойского Крита и мало меняются с течением времени. Они напрямую связаны с духом и жизнью критян с древних времен до наших дней. Лучшие места, где гости острова могут увидеть настоящий критский танец, – это местные фестивали и многочисленные организованные выставки, особенно летом.

Через музыку и танец  жители острова Крит выражали свои внутренние чувства и эмоции, свою радость или печаль и, конечно, любовь и страсть к жизни. Большинство критских танцев энергичные, быстрые и характеризуются как военные. По сути, они олицетворяют элементы критской природы, бурное море и крутые критские горы. Дети с энтузиазмом изучают традиционные музыку и танцы Крита – таким образом сохраняется жизненно важная связь между поколениями.

На Крите есть много видов традиционных местных танцев. Среди них выделяют четыре главных: сиртос, пентозалис, суста и кастринос.

Сиртос (Syrtos) – один из самых популярных танцев не только на Крите, но и во всей Греции. Причем в разных областях страны имеется множество его вариантов. На Крите сиртос также называют «ханиотикос», так как он «родом» из города Ханья. Ритм медленный, движения в танце плавные и часто повторяющиеся. Танцоры берутся за руки на уровне плеч, образуя цепь или хоровод во главе с первым танцором, который умело и энергично ведет группу и периодически отрывается, чтобы выполнить импровизированные шаги. На Крите сиртос танцуют повсюду. Шаги в танце отличаются незначительно, а вот музыка разная, поэтому сиртос подразделяют на ретимнитикос, милопотамитикос, айовасилиотикос, ираклиотикос и т.д.

Известный критский танец – пентозалис (Pentozalis). Согласно легенде, вдохновителем создания этого танца был лидер и герой критского Сопротивления Иоаннис Даскалояннис (1772–1771 гг., https://thenewgreece.com/news/в-память-об-учителе-яннисе-даскал/). В основе движений танцоров пентозали – десять шагов, но название переводится как «пять шагов». Танец  получил свое название от пятой (πέντε, pente, пять) попытки или шага (ζάλος zalos – критское греческое слово, означающее «шаг») критян по освобождению острова от турецкого владычества.

Пентозалис был создан на основе древнего и быстрого военного греческого танца пиррихиос и олицетворяет революцию, героизм и надежду. Изначально его танцевали вооруженные воины, повторяя шаги и движения за лидером. Начинаясь с медленного, темп постепенно увеличивается. Черный платок на голове танцоров свидетельствует о скорби критского народа по жертвам. Пентозалис относится к категории так называемых прыжковых танцев. Танцоры крепко держат друг друга за плечи, символизируя взаимную поддержку, и танцуют в открытом кругу либо в ряду. Танец требует синхронности движений и слаженности от всех партнеров, особенно при резких ударах ногой об пол. Медленное вступление к пентозалису называется сиганос.

Сиганос (Siganos) – это медленный, почти «идущий» танец, в котором танцоры держат друг друга за плечи. Его танцуют в сопровождении мантинад (критские частушки, рифмующиеся куплеты), медленные шаги направлены по кругу или к центру. Танец состоит из шести или восьми шагов, в зависимости от области, в которой его исполняют. В Милопотамосе (регион Ретимно) он танцуется с восемью шагами, а в Ираклионе – с шестью шагами.

Еще один типичный танец, возникший на Крите, – суста (Sousta). Он исполняется мужчинами и женщинами, стоящими друг напротив друга. Танцоры образуют полукруг и танцуют вместе, а затем разделяются, образуя пары. Часто исполняется на свадьбах, поскольку описывает историю любви между танцующими мужчиной и женщиной. Техника танца достаточно несложная, но, благодаря легким покачиваниям тела из стороны в сторону и ритмичным движениям тела вверх-вниз, он достаточно динамичен. Суста также рассматривается как танец моря. Покачивания танцоров с двумя шагами вперед и одним назад олицетворяют движение лодки в море, сталкивающейся с волнами.

Кастринос (Kastrinos), или малевизиотис (Maleviziotis), пожалуй, один из самых быстрых, живых и энергичных критских танцев, позволяющий ведущему танцору исполнять впечатляющие импровизации. Это современная версия древнего военного танца, олицетворяющая приключения в битве. Кастринос состоит из 16 шагов: восемь вперед и восемь назад.

Название танца «кастринос» происходит от старого названия города Ираклион (Кастро – крепость). Другое название – «малевизиотикос», или «малевизиотис» – от слова «Малевизи» (местность, община рядом с Ираклионом), где существует одна из последних разновидностей этого танца. Его называют и пидихтос (прыгающий) – из-за стиля танца.

Получайте удовольствие от танцев и улыбайтесь!

Видео, где вы можете полюбоваться древним критским танцем — Пиррихиос.

https://youtu.be/lBE0R-pa4J4

По материалам из:

https://vk.com/topic-9695622_23533664

https://creti.co/blog/cretan-music-dance/

https://igorcrete.tourister.ru/blog/9315