25 ноября 2019 года греческие парламентарии проголосовали против поправок в Конституцию страны, которые предусматривают отделение церкви от государства, сообщили СМИ. Этот факт приостановил многолетний процесс «брожения» в греческом обществе. Но вряд ли поставил точку.
Из истории вопроса
Элладская православная церковь не отделена от государства, и это очень влиятельная сила в стране, имеющая возможность оказывать воздействие на все важные правительственные решения в области как внутренней, так и внешней политики, говорит Интернет. Священнослужители Элладской церкви получают зарплату и пенсию от государства. Вступая в должность, президент, премьер-министр, а также члены Правительства обычно принимают присягу перед архиепископом Афинским и всея Эллады и дают клятву на Евангелии: «Клянусь именем Святой, единосущной и нераздельной Троицы соблюдать Конституцию и законы…» Кроме того, Греция – единственная европейская страна, Конституция которой устанавливает Православную церковь в качестве господствующей. В июне 2004 г. Европейский суд по правам человека назвал Грецию единственной страной ЕС, в которой «ощутимы нарушения религиозной свободы».
Разговоры об отделении церкви от государства в Греции (члена ЕС!) ведутся давно, но любая попытка ограничить права первой наталкивалась на сопротивление не только священнослужителей, но и обычных граждан. За столетия османского ига церковь в Греции стала непререкаемым авторитетом: она не только собирала, помогала выживать и утешала, но и становилась центром сопротивления, помогала сохранить национальную идентичность. Так было и в годы Второй мировой войны. И сейчас церковь играет заметную роль не только в политике и управлении государством, но и в обычной, каждодневной жизни почти каждого грека. Судя по всему, она в самом деле олицетворяет национальную идею, которая делает социум единым. Если верить Интернету, по опросу 2012 года, 95% греков назвали себя православными христианами.
Все течет, все меняется
Первым премьер-министром, рискнувшим принести гражданскую присягу по светским правилам, был Алексис Ципрас, лидер партии СИРИЗА, который поклялся «соблюдать Конституцию и законы в интересах греческого народа». Он же и выступил в 2016 году с предложением изменить отношения между государством и Церковью и внести соответствующие изменения в Конституцию.
Процесс отделения Церкви от государства начался со школьной реформы. В частности, Минобразования Греции заявило о намерении изменить преподавание религиоведения в школе, преобразовав его «из проповеднического занятия в урок получения знаний о религиях». «Школа должна готовить граждан, а не верующих», – заявил министр Никос Филис. В сентябре министерство также выпустило постановление, согласно которому утренние совместные молитвы школьников и учителей больше не являются обязательными во всех учебных заведениях Греции. А уже в ноябре 2018-го новостные ленты запестрели заголовками вроде этого: «В Греции определили условия отделения церкви от государства».
Сообщалось, что премьер-министр Греции Алексис Ципрас и архиепископ Афинский и всей Греции Иероним согласовали условия отделения церкви от государства в рамках конституционной реформы. Правительство Греции признало, что выплатило за полученное ранее церковное имущество заниженную компенсацию и поэтому «взяло на себя выплату жалованья духовенству… как компенсацию за приобретенное церковное имущество». Теперь же государство и церковь признают, что духовенство не будет в будущем считаться государственными служащими и, следовательно, будет исключено из единого государственного реестра платежей. При этом греческое государство обязуется ежегодно выплачивать церкви субсидию, сумма которой соответствует текущей заработной плате действующих священников и будет корректироваться в соответствии с изменением заработной платы в греческом государстве. «Подобные изменения для страны, в которой 98% называют себя православными, являются революционными», – отмечала пресса.
Время не пришло
Но весной 2019-го СИРИЗА проиграла выборы «Новой демократии» и при голосовании в парламенте 25 ноября не смогла провести свои поправки к Конституции, касающиеся отделения Церкви от государства. Правда, парламент все-таки проголосовал за изменение порядка выборов президента страны, за предоставление права голоса проживающим за рубежом грекам и некоторые другие пункты.
«Греческий парламент как орган народного представительства, несмотря на соответствующие намерения правительства и самой церкви, не нашел оснований поставить под сомнение проверенную веками модель взаимоотношения церкви и государства», – прокомментировал событие председатель комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству Андрей Клишас.
«Если это мой дом…»
Мы разыскали на ruskline.ru интервью с митрополитом Закинфским Хризостомом, одной из влиятельных фигур православной Греции. Удивительно, но интервью 2007 года ничуть не потеряло своей актуальности. Судите сами по приводимой части материала.
– …Что ждет Элладскую церковь в случае принятия Грецией Евроконституции? Последняя подразумевает отделение церкви от государства…
– … Евроконституция – это всего лишь международный договор, имеющий определенный срок действия, мы даже не знаем какой. А христианству уже 2000 лет. Я действительно замечаю у некоторых наших епископов некую боязнь перед этим отделением. Но глава нашей церкви архиепископ Христодул (Первый предстоятель Элладской церкви, избранный демократическим путём. Умер в январе 2008 г.) высказался в том смысле, что, если нам скажут, что иерархи не нужны на церемонии открытия парламента, мы от этого не потеряем. И я считаю, что отделение от государства не навредит церкви. А вот государству может навредить.
Церковь служит вечности, независимой от конъюнктуры текущих политических решений. Мы не держим верующего с помощью закона или с помощью жандарма. Христос – это свет и свобода. «Кто хочет, бери крест свой и следуй за мной» – и люди идут и идут. Не потому, что так записано в Конституции, а по движению сердца.
– Не возникнут ли у церкви проблемы, скажем, экономического плана, если отделение ЭПЦ от государства все-таки произойдет?
– Если правительство государства с 98% православных объявит, что, скажем, с завтрашнего дня зарплата для священнослужителей отменяется, боюсь, это правительство долго не продержится. Народ просто поднимется и будет требовать сохранения существующего статуса для священнослужителей. Священник у нас в стране выполняет определенную функцию, не менее важную для государства, чем функции преподавателя, сотрудника налоговой службы, полицейского. Государство дает священникам зарплату, идущую с налогов граждан взамен того огромного имущества, что с 50-х годов Греческая церковь передавала государству.
– Владыка, позвольте в конце нашей беседы вернуться к теме взаимоотношений Элладской церкви с ЕС. Некоторое время назад Европарламент обсуждал вопрос лишения единственной в мире монашеской республики Афон автономии и допуска туда женщин – во имя соблюдения прав человека.
– Права человека – категория небезграничная. Женщина может иметь право посетить Афон, но те монахи, что пришли туда жить, не желая оставаться в миру, разве не имеют право жить так, как они решили?
– Но дело, кажется, дошло уже до недвусмысленных рекомендаций правительству Греции со стороны ЕС…
– Нет, пока это только обсуждение. Они не могут заставить. Если это мой дом, я вправе держать двери в него закрытыми.
Подготовила Светлана Зайцева