Псира – минойский город-остров

Псира – небольшой необитаемый остров, в паре километров от побережья Крита. Он расположен напротив пляжа Толос (Tholos Beach) и недалеко от другого минойского центра, Мохлоса. В переводе с греческого Ψείρα означает «вша» – видимо, очертания острова напоминали авторам названия это насекомое. Территориально Псира относится к общине Сития в периферийной единице Лассити.

Раскопки, проведенные на острове, свидетельствует о том, что он был заселен в течение длительного времени. Первые постройки относятся к концу неолита, но большинство обнаруженных остатков – это минойские и микенские постройки. В минойские времена здесь был своего рода город, который состоял примерно из 60 зданий вокруг площади. Дома разных размеров, каменные и часто более одного этажа, а самый большой из них – храм. Дома минойцы строили маленькие, а комнаты в них были крохотными. Древние жители Крита и окрестных островов вовсе не были бедными: в таких постройках они меньше страдали от землетрясений. В большинстве домов даже были очаги. Город рос на протяжении всего минойского периода, достигнув своего расцвета в позднеминойский период, когда известные сейчас минойские дворцы также были в расцвете.

Небольшой полуостров на южной стороне Псиры образовал небольшую гавань, обеспечивающую минойским судам прекрасное убежище от северо-западных ветров. Город вырос по обе стороны от этой гавани, но именно на полуострове можно найти большинство построек – они располагаются по всей его длине. К сожалению, все сильно разрушены и видны их основания. Очень впечатляет только высокая крутая лестница, известная как Большая лестница, которая ведет от пляжа из гавани к городу. Каменная печать с изображением корабля, найденная при раскопках, свидетельствует о важности города как порта.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Судя по всему, город неоднократно разрушался во время землетрясений и отстраивался заново. Во время крупного извержения вулкана на Санторини во II тысячелетии до н.э., вызвавшего цунами, которое и уничтожило минойскую цивилизацию, город снова был разрушен и потерял свое значение. Хотя остров продолжал быть населен ещё и в римский период.

При неоднократных раскопках на месте города были найдены гипсовые рельефы, каменные вазы и керамика позднеминойского периода. В одном из зданий обнаружили часть фрески, во многом напоминающей фрески Кносса, изображающей двух женщин с медвежьей грудью в минойской одежде. Сейчас с ними можно ознакомиться в Археологическом музее Ираклиона.

На остров Псира от небольшого пирса залива Толос регулярно отправляются экскурсии на небольшом корабле. В конце этого путешествия вы пройдете вдоль местного побережья Крита и посетите малоизвестный, красивейший галечный пляж с бирюзовой, кристально чистой водой – Агриомантра (Agriomantra). Он хорошо защищен стенами ущелья, которые выходят в море. Пляж очень уединенный, в основном из-за его недоступности по суше.

Агриомантра первоначально использовался как небольшой порт, остатки  которого вы увидите вокруг: старая таможня и колодец для перекачки воды. На этом пляже, где стены ущелья ограничивают пространство, легко было удерживать животных, чтобы затем погрузить их на корабли. Порт действовал вплоть до 1920 года для транспортировки животных и других грузов в Агиос Николаос, так как здесь не существовало дорог.

Если вы будете отдыхать на Крите в окрестностях Агиоса Николаоса, Иерапетры или Ситии, обязательно посетите Псиру и пляжи Толос и Агриомантра.

Небольшой фильм о минойском городе на Псире:

https://www.youtube.com/watch?v=Cly687JFeZY

Жак-Ив Кусто на Псире

Значимость города-порта на Псире подтвердили подводные погружения команды легендарного исследовательского судна «Калипсо» Жак-Ива Кусто. Во время поисков Атлантиды и путешествия вдоль берегов Крита известное судно стояло несколько дней на якоре у Псиры.

Исследуя один из подводных холмов рядом с гаванью древнего города, ныряльщики  нашли настоящий «обрыв» из керамических изделий. Он протянулся в длину на сотню метров и образовал на глубинах от 8 до 30 м наклонную стену, напоминающую очертаниями огромную раковину гребешка. На морском дне, по словам исследователей, лежат сотни тысяч ваз, сосудов, кружек, кубков, чашек. Повсюду аквалангисты также находили и отесанный строительный камень, а в одном месте они наткнулись на превосходно сохранившиеся остатки стены. Вероятнее всего, это была часть набережной или мола, к которому швартовались суда.

Археологические открытия такой важности случаются не часто. Этот «склад» керамики, несомненно, относится к минойскому периоду. Керамической посуде, поднятой на поверхность, более трех тысяч лет.  За все эти века сменились сотни поколений людей, а керамика спокойно продолжала лежать на дне. Причем удивительно, что все эти изделия имеют примерно одинаковый возраст и сохранились в отличном состоянии. Здесь кроется тайна. Как могло образоваться в одном месте такое огромное скопление глиняных изделий, большинство из которых выглядят целыми, несмотря на воздействие морской воды и неумолимый бег времени?

Исследователи обратили внимание на десятки перпендикулярных берегу невысоких холмиков (они-то и придают всему «складу» вид раковины гребешка), похожих на следы коллективного кораблекрушения. Представьте себе стоящие на якоре торговые суда – они жмутся бортами друг к другу и доверху нагружены сосудами с маслом, вином, пряностями, зерном. И вдруг все эти суда разом идут на дно. Под воздействием воды и морских животных дерево разложилось, а груз, «спекшийся» в единую массу под воздействием соли и морских животных, сохранил очертания корпусов…

Десятки нагруженных судов затонули одновременно в момент, когда стояли на якоре. Единственное объяснение – катастрофическое цунами. Море сначала далеко отступило от береговой линии, и груженые суда легли на обнажившееся дно, разломались, а затем вода вернулась гигантской волной, которая мгновенно все затопила. Это единственное объяснение, почему все суда затонули разом, а разбросанные на обширной территории строительные камни, похоже, оказались в море после толчка колоссальной силы, разрушившего прибрежный город.

Таким образом, подводные находки у берегов Псиры подтвердили гипотезу о гигантском землетрясении и извержении вулкана на Санторини. Становится ясным, почему вдруг исчезла минойская цивилизация и почему Критское царство, где процветали сельское хозяйство, промышленность (бронзовая), торговля и искусства, внезапно ослабло так, что через несколько лет микенцы превратили его в свою колонию.

По словам ныряльщиков, на «складе» такое количество керамики, что для приема найденных предметов потребуется несколько «Калипсо» и придется выстроить целый музей. Только жалко, что в обозримом будущем такого не предвидится. Повезет дайвингистам.

По материалам книги Жака-Ива Кусто и Ива Паккале «В поисках Атлантиды» https://rbook.me/book/12960423/read/

Подготовил Виктор Дубровский