О Крите и его жителях

Следы человеческой деятельности обнаруживаются на Крите в среднем палеолите (128 тысяч лет до н.э.). Тогда уровень Средиземного моря был ниже нынешнего метров на 150, и обитатели острова имели лодки. В фауне острова присутствовали карликовые гиппопотамы и сицилийские карликовые слоны. Об их предшественниках, карликовых мамонтах, мы уже писали ранее (газета № .

В VI тысячелетии до н.э. на острове жили охотники и собиратели, относимые к тарденуазской мезолитической культуре, господствовавшей в Европе. Самые ранние признаки сельскохозяйственной деятельности человека на Крите относятся к V тысячелетию до н.э. Одомашненные осёл и кролик, а также культурные растения были завезены в основном вышеупомянутыми предками современных критян. Об их связях с внешним миром говорят остатки керамики, характер выработки которой подобен обнаруженным в бассейне Эгейского моря и на Ближнем Востоке. К этому же времени относится и первая идентификация жителей Крита по ДНК: они — носители гаплогруппы G2a3b1-P303. Про субклад G2а3 известно, что он широко представлен только среди адыго-абхазов, предками которых были хатты, жившие в Центральной Анатолии. Что минойцы были пришельцами, свидетельствует появление на Крите около 2700 г до н.э. субклада R1b1a2+, носителями которого были европейцы: выходцы с севера Аппенин и/или Пиренеев, включая и юг Франции. К другой группе минойцев, идентифицируемых по времени, относились выходцы из Месопотамии, Малой Азии и Сирии: дело в том, что в ДНК населения острова минойской эпохи преобладает гаплогруппа J2, свидетельствующая о предках, живших именно в упомянутом регионе, а также на территории Передней Азии, Аравийского полуострова, в Палестине и на территории современной Греции.

ДНК нынешнего критянина сохранил эти следы, при этом гаплогруппы сегодняшнего населения Крита свидетельствуют о его более близком родстве (с точки зрения предков) с населением современной Турции, чем Греции. От современных греков нынешних критян резко отличает компонент семитских предков, который у греков составляет 44%, у евреев-ашкенази – 22,8%, у арабов-бедуинов – 18,7%, у турок – 13,6%, а у критян — 8,8%[1].

Около XVII в. до н.э. на Крите выявлено использование меди и, возможно, начинается производство бронзы. Вероятно, в это время на острове поселяются пеласги и лелеги, расселившиеся ранее по материковой территории современной Греции: именно пеласгам приписывается искусство производства металла. От имени пеласгов произошло и название полуострова Пелопоннес. Название обоих этих этносов на греческом означает «аист». При этом «лелек» означает аиста и в современных украинском, болгарском, сербохорватском, албанском, турецком, татарском, киргизском, казахском, языке хинди и ряде других языков. Оба этих этноса не говорили по-гречески, поэтому считались варварами греками-ахейцами, которые пришли позже на их земли и принялись их методически вытеснять. Отражением этих процессов явилась Троянская война XIII в. до н.э., оказавшая разрушительное воздействие не только на цивилизацию западного побережья Анатолии (Малой Азии). В ней пеласги воевали на стороне троянцев: их столица Лариса находилась примерно километрах в 40-ка к югу от Трои или даже ближе. О её точном месторасположении идут споры. В России уже давно высказывается точка зрения, что троянцы и воевавшие на их стороне им родственные дарданы, давшие название Дарданеллам, а также их союзники пеласги, венеты, этруски и фракийцы относились к протославянам: относительно фракийцев это доказано генетически.

После Троянской войны, под которой надо понимать не длительную осаду Трои, а 10-летний грабёж ахейцами Малоазийского полуострова, и которую последние на самом деле проиграли (мы ранее писали об этом), её участники и Одиссей отплыли домой. Выдающийся британский исследователь Тим Северин в 1985 г. проплыл по маршруту Одиссея, как он его себе представлял, включив туда южное побережье Крита. Именно там Одиссей и спутники якобы встретились с циклопом. Следующие наблюдения подтвердили, по мнению Тима Северина, что он на правильном пути. Во-первых, дикие козы кри-кри, упоминавшиеся Гомером, до сих пор встречаются на Крите. Во-вторых, в местном фольклоре важное место занимают истории о великанах-людоедах, которые якобы до сих пор живут на острове, и неосторожный путник, заночевав в незнакомой деревушке в придорожном доме, рискует оказаться их жертвой.

Среди критских пещер Тиму Северину тогда показали одну, подходящую для легендарных великанов. Между Соугие и Кустогерако на южном берегу Крита бывший партизан Костас Патеракис со своими братьями прятал от немецких оккупантов и их союзников оружие в карстовой полости, известной под названием Пещера Циклопов. Только в одной этой пещере пастухи собирали до тысячи овец. Сходство пещеры с описанной Гомером поразило путешественника: «Огромный скальный обломок почти прикрывал вход. Сводчатый потолок высоко над головой закопчён дымом бесчисленных пастушьих костров. Свежая вода капала с потолка в емкость, выдолбленную из полена, здесь также был выложенный из грубых камней загон, где доили овец». Теперь это – туристическая достопримечательность, называющаяся Пещера Полифема.

Троянская война, проходила незадолго до начала Катастрофы бронзового века, когда на Пелопоннес вторглись дорийцы либо это была разрушительная внутренняя смута, уничтожившая микенскую цивилизацию. Во всяком случае, дорийцы основали колонии на Крите, а пеласгов вытеснили в Палестину. В Библии мы встречаем пеласгов уже живущими в Палестине в XII до н.э. выходцами с Крита под местным названием филистимляне, создавшими на побережье Палестины союз из пяти городов. В то время их было там тысяч 20: это — пришельцы с островов Эгейского моря. Там они были частью воинственных «народов моря» и сначала двинулись в дельту Нила, а затем достигли южной окраины Ханаана (уже покорив жившие там еврейские племена), где к ним присоединились единоплеменники непосредственно с Крита.

Всемирно известна «характеристика критян», вошедшая в учебники логики под названием «парадокс Эпименида». Он был знаменитым кносским философом, прорицателем и поэтом, жившим в VII-VI вв. до н.э. и как-то написал: «Критяне лживы всегда…». Детали, связанные с этим утверждением, не сохранились, между тем сам он был критянином, следовательно, был лжецом. Тогда, если он – лжец, то говорит ложь и, следовательно, критяне правдивые люди. Но Эпименид – критянин, и, следовательно, то, что он говорит – правда, когда утверждает, что все критяне лжецы. То есть и он сам – лжец, и то, что он говорит – неправда.

Сохранилось аналогичное высказывание поэта Каллимаха. В Гимне Зевсу (III до н.э.) он написал: «Критяне лживы всегда, даже гроб тебе, царь, смастерили… Ты же не умер совсем и живешь бесконечно». Русский историк античности Алексей Лосев разъяснял в этой связи, что «важным географическим центром, связанным с культом Зевса, была гора Юхта. Каллимах в гимне к Артемиде  рассказывает, что царь Минос, от которого нимфа Бритомартис бежала в море, превратился в гору Юхту». С запада одна из её скал действительно сильно напоминает человеческое лицо с бородой. «Эванс говорит, что это профиль Зевса». Юхта действительно считалась могилой Зевса, а согласно Каллимаху, ее первоначально считали могилой Миноса. Переходы от царя к богу в мифологии — вообще постоянное явление.

С каким-то из вышеупомянутых высказываний был знаком апостол Павел, два года проповедовавший на Крите и около 64 года создавший первую христианскую общину на этом острове. В Евангелии содержится его письмо, адресованное поставленному им на острове первым епископом Титу, в котором он наставляет своего ученика о жителях: «Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Дальше апостол продолжает: «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере»…

Интересно объяснение этого места Блаженным Иеронимом Стридонским, который говорит: “Но поскольку под этим понимается многое, и это кажется абсурдным, и, вероятно, никто этого не примет применительно ко всем критянам, то это относится не специально к иудеям и, более всего, к тем, кто от обрезания, — но ко многим, кто были непокорны и тщеславны, и обманщики; и прежде всего потому, что они были на Крите, считались критянами”.

Октябрь 2017

[1] http://www.organizmica.org/archive/707/ggnc.shtml