Церковь Крита

Церковь Крита Апостолическая.

Ядро христиан впервые сформировалось на Крите (примерно в 64 г. от рождества Христова) благодаря Святому Павлу, совершавшему 4-тое апостольское путешествие. Павел поручил своему ученику Титу, ставшему первым епископом Крита, неустанно проповедовать на острове христианство, которое столкнулось с сильнейшим сопротивлением живших на Крите этносов.

Во время гонений императора Деция (249-251 гг.) десять христиан стали мучениками: это — десять прекрасных Святых мучеников Критских, прославляющих остров. Распространение христианства позволило создать Критскую Церковь с её главою и епископами, составившими местный синод. Предстоятель Церкви Крита имел титул архиепископа Критского и был одним из двенадцати архиепископов Иллирийских (тогдашнее название запада Балканского полуострова). Представитель Церкви Крита занимал одиннадцатое место среди 64 архиепископов Вселенского престола Константинополя.

В первый византийский период архиепископский престол Церкви Крита находилась в Гортии (современной Гортине) – административном центре острова со времён Римской империи. Здесь, вероятно в царствование Юстиниана, в VI веке возвели величественную базилику в честь первого епископа и покровителя Критской Церкви святого Тита. Этот храм превратился в центр паломничества, один из самых значительных на христианском Востоке.

Архиепископу Крита подчинялись местные епархии, число которых в разные периоды менялось от 12 до 20. В начале VIII века было двенадцать епархий и Крит называли «додекатроном», то есть «имеющий двенадцать кафедр». До того времени архиепископство Критское было подчинено Риму, но византийские императоры, завоевав остров, присоединили его к престолу Константинополя (около 754 г.).

Период арабского господства (824-961 гг.) является поворотным моментом в политической и церковной истории Крита. Арабы основали на Крите эмират с центром в Кандии (по-арабски Рабд аль-Хандак, буквально «опоясанный рвом рибат», то есть «монастырь», что в эллинизированной форме превратилось в Хандакс) — сегодняшний Ираклион. Крит был изолирован от Византийской империи и от Константинопольской церкви в течение приблизительно 135 лет и погрузился в настоящие тёмные века.

После освобождения Крита Никифором Фокой в 961 г. на Крите начинается так называемый «Второй византийский период» (961-1204 гг.). Политическим и религиозным центром была Кандия, ставшая и резиденцией Предстоятеля Критской церкви. Согласно существовавшему тогда порядку, утверждённому Вселенским престолом Константинополя, Критская церковь являлась митрополией, и ее предстоятель имел титул митрополита, а ему подчинялись двенадцать местных епархий. В Кандии был возведён прекрасный собор, опять же в честь апостола Тита — покровителя Критской Церкви, возможно, на том же месте, где одноименный собор находится сейчас.

На протяжении столетий венецианского господства на Крите (1204-1669 гг.) положение церкви радикально изменилось. Венецианцы отстранили православных епископов церкви и назвали Критскую церковь архиепископством, в соответствии с латинской традицией. Они поставили латинского архиепископа и латинских епископов с явной целью латинизации православного населения Крита, которое, тем не менее, сохраняло фанатическую приверженность догматам своих предков. Просто чудо, как православные догматы противостояли нажиму латинской церкви, учитывая в особенности то обстоятельство, что за ними не стоял ни один епископ. Православие на Крите в эти критические времена поддерживали активные игумены, ученые монахи и многочисленные православные монастыри, а также рядовое духовенство городов и деревень. Монастыри были главными мощными опорами Византийской традиции и православной веры в период венецианской оккупации Крита. Православное монашество на острове воздвигло непреодолимую стену между господствующими венецианцами и страдающим населением. Тем самым сохранило не только религиозное, но и национальное единство острова в исключительно тяжёлые времена. Иереи в городах и крупных сельских общинах острова, поддерживали сложившееся положение вещей, были униатами, оплачиваемыми государством, и далеко не являлись примером прочного национального и религиозного самосознания.

Венецианцы строго запрещали само присутствие православных епископов на Крите, и Вселенский Патриархат позаботился, чтобы титул «Предстоятеля Церкви Крита» сохранялся в виде викарного архиерея, то есть лица, власть которого простирается за физические пределы юрисдикции его церкви.

Наиболее важным шагом со стороны Вселенского Патриархата во время венецианского правления на острове было направление гибкого богослова и проповедника Евангелия Иосифа Вриенния. Около двадцати лет (1381-1401 гг.) он жил на Крите, поддерживал православную веру и успешно противостоял прозападным богословам-униатам того времени, таким как Максим Хрисовергис и Димитриос Кидонес.

Период османской оккупации (1645-1898 гг.), помимо прочего, изменил и религиозную ситуацию на Крите. Одним из первых политических актов турецкого правительства было восстановление православной иерархии Критской Церкви. По рекомендации, вероятно, великого драгомана того времени Панайотиса Никусиоса, находившегося в османских войсках, воевавших на Крите, ещё в 1647 году митрополитом Крита был назначен Неофитос Пателларос — монах знаменитого монастыря Аркади и родственник тогдашнего Вселенского патриарха Афанасия III Пателлароса. Эта уступка, которая не противоречила существующей тогда политике Османской империи, имела целью, помимо прочего, повлиять на православных критян, которые впервые после длительного периода венецианского господства, получили возможность увидеть православных архиереев на острове. После 1700 года митрополит Крита стал именоваться титулом «митрополит Крита и всея Европы», сохраняющимся и теперь. Его юрисдикции были подчинены древняя Гортийская епархия и дальняя провинция Сфакия, которая действительно была без иерея из-за удалённости от метрополии. Помимо административных проблем, с которыми столкнулся митрополит Крита в мрачные времена турецкой оккупации, основной было отсутствие кафедрального собора. После падения Кандии османские правители позволили христианам пользоваться только одной церковью — Св. Матфея, которая принадлежала большому Синайскому монастырю.

Османы не позволяли возводить церкви, и лишь благодаря настойчивой борьбе митрополита Крита Герасима Летидзиса (он был из Венерато, что в провинции Теменос) удалось получить разрешение на возведение небольшого собора Св. Мины (около 1735 г.) и сделать его Митрополичим. Он был освящён 10 ноября 1735 года и является неотъемлемой частью истории жизни людей в Кандии во время османского господства. Он стал центром, очагом веры для небольшой и запуганной христианской общины города Ираклиона, а Св. Мина стал символом и духовным покровителем города. Собор был украшен драгоценными иконами и обетными дарами, а в наши дни храм является настоящим музеем православной веры, источником гордости горожан. В 1800 году митрополит Герасим Пардалис привез из монастыря Врондиси шесть больших икон приписываемых иконописцу Михаилу Дамаскину, чтобы украсить ими собор.

В те трудные времена Критской церкви самым разным образом помогал Вселенский Патриарх. Наиболее важным было то, что, используя данные ему османами привилегии, он взял под свою защиту большие монастыри Крита, объявив их ставропигиальными. Конечно же, это (то есть стремление спасти их) было причиной того, что первый митрополит периода османской оккупации Неофитос Пателларос уже в 1654 г. передал Вселенскому Патриарху некоторые самые богатые и большие критские монастыри: такие из них как Аркади, Арсани, Святой Троицы Цангаролон, Богородицы Гувернету, Хрисопиги под Ханьей, Иерусалимский в Малевизи и др.

Во время Великой революции 1821 года церковь Крита была обезглавлена. В ходе массовой резни 24 июня 1821 года в Ираклионе дико взбешённые турки убили митрополита Крита и пять епископов.

В 1862 году епископства Крита были восстановлены, за исключением епископства Кносса, которое было упразднено присоединением к митрополии. Энергичный митрополит Крита Дионисиос Харитонидис основал новый Кафедральный собор Св. Мины, который был освящён в 1895 году.

Статус Критской церкви был законодательно утверждён Критским государством в 1900 году.

Глава Критской Церкви избирается Константинопольским Патриархом, а его интронизация происходит по указу греческого государства.

В 1962 году томосом Вселенского Патриарха всем епископам Крита был дан титул митрополита: в 1967 году митрополия Крита была объявлена Архиепископией, а митрополит Крита – Архиепископом. (Источник: сайт Критского архиепископства)

Октябрь, 2017