Миротворцы: не оружием единым…

Как мы недавно писали, 23 июня в Ретимно была установлена стела в память российских моряков – участников международной миротворческой миссии на Крите 1897-1909 годов. В зону ответственности российского контингента тогда вошла часть Крита с центром в Ретимно. Несмотря на сложность обстановки и неоднозначные ситуации, русские оставили по себе хорошую память. Еще в начале XIX века русский флот, имевший постоянную базу на греческом острове Порос, вывозил с Крита беженцев, спасавшихся от турецких преследований. А после введения российских войск в Ретимно Николай II регулярно выделял средства на нужды города — на управление, обеспечение медицинской помощи и образование, а личный врач императрицы участвовал в организации городской больницы. Кроме того, из России шла гуманитарная помощь.

Российским корпусом в Ретимно командовал полковник Ф. Шостак, которого позже назначили временным губернатором города и четырех окрестных провинций (в городе есть улица его имени). Работы хватало и медикам, и хозяйственникам российского корпуса. Практически все городские службы, включая суд и прокуратуру, возглавили русские офицеры, и им пришлось работать не щадя сил: антисанитария и развал хозяйства требовали экстренных мер. Строили набережную и мостили дороги, ремонтировали и возводили церкви (св. Феодора в Фортецце), налаживали работу почты, сооружали мосты. Одним из самых важных проектов было строительство Царской городской больницы (названа в честь Николая II).
О некоторых из этих фактов напомнил собравшимся на открытии памятника посол России в Греции Андрей Маслов. И он поблагодарил критян, хранящих память о русских моряках, отметив, что в Ханье и Ретимно есть улицы, носящие имена контр-адмирала Скрыдлова и полковника Шостака. Первый командовал отдельным отрядом кораблей в Средиземноморье, второй был первым главой российской миссии на Крите.
Подробнее – в книге О. Соколовской «Россия на Крите»