Кносский дворец и бог Зевс

Читатель нашей газеты «Новый Крит», познакомившись с одной из статей про Кносский дворец,  задал очень интересный вопрос: могло ли быть в реконструированном Кноссе, который сейчас видят туристы, ритуальное место или храм, связанные с именем  олимпийского бога Зевса?

Считается, что религия древних греков, а соответственно, и пантеон их богов, включая Зевса, возникли где-то около 2000 г. до н.э. Религии древних греков предшествовала крито-минойская религия. Дворец Кносс, который мы сейчас видим, относится к так называемому новодворцовому периоду (1700–1450 гг. до н.э.), времени расцвета минойской цивилизации. По датам видно, что в эти времена, указанные религии уже достаточно плотно должны были пересечься. Кроме того,  параллельно с раскопками Кносса велось воссоздание комплекса в его «первоначальном виде» (как его представлял себе английский археолог Артур Эванс, занимавшийся в этом месте систематическими раскопками). Поэтому сейчас рядовому туристу не всегда возможно отличить остатки древних построек от того, что было достроено самим Эвансом.

Кносский дворец

Артур Эванс, открывший минойскую цивилизацию на Крите, дал ей название в честь царя Миноса.

Имя Миноса, царя Кносса, упоминается в произведениях Гомера (VIII век до н.э.) и других его современников. Многие историки утверждают, что это реальная историческая личность. Он мог быть жителем Крита, а мог прибыть из Греции. Это был могущественный правитель, который объединил остров и победил пиратов. Кносс стал его столицей. Минос добился процветания и благополучия Крита. В распоряжении царя был огромный флот и многотысячное войско.

По другой версии, «минос» – понятие собирательное и обозначает титул правителя острова.

Отметим, что вопрос об историчности Миноса, а также о том, было ли его имя личным именем или титулом, остается до сих пор открытым.

Что касается Миноса, царя Крита, и Зевса

Вначале о мифах. Верховный бог Олимпа, Зевс, похитил финикийскую Европу и доставил ее на Крит, где она родила ему Миноса, Родаманта и Сарпедона. Потом Европа вышла замуж за критского царя Астерия, который усыновил ее детей. После смерти Астерия Миносу удалось  прийти к власти и стать царем Крита.

Что говорят историки? Например, греческий писатель Эвгемер (340–260 гг. до н.э.)  утверждал, что Зевс был великим воином, древним царем Крита. После смерти его, как царя, стали обожествлять, а его могилу в Кноссе показывали любопытным.

Это же мнение повторяет христианский историограф св. Димитрий Ростовский: «Этот Зевс, или Юпитер… царствовал в Крите (поэты баснословят, когда говорят, что он царствовал на небе)».

Российский философ А. Лосев выдвинул предположение, что критский Минотавр – одна из ипостасей Зевса.

Мнений «историков» великое множество. Так что верование в бога Зевса могло зародиться и прийти на материковую Грецию именно с Крита.

Согласно разным версиям мифов Крита, местом рождения бога Зевса является Диктейская пещера в горах Дикти либо гора Ида на Крите.

Что касается пантеона богов минойцев

Наряду с главной великой богиней-матерью Апи-Рейя в минойской религиозной картине мира был бог, который рождался, умирал и снова воскресал. Таким божеством на Крите был Солнце-бык, его рождение и умирание ассоциируются с природными циклами, бычьи рога – его главный атрибут и объект поклонения. Согласно мифам, рожденный на Крите Зевс первоначально и был олицетворением белого Солнца-быка.

Друг газеты «Новый Крит», известный критский экскурсовод Стаматис Пателарос утверждает: «Олимпийская религия, а также культ Зевса, можно предположить, утвердились на Крите приблизительно в XV веке до н.э., т.е. после того, как ахейцы (микенские греки) стали господствовать на острове. Минойцы, которые являлись прогреками, почитали Великую Богиню и молодого Бога Прорастания, который был спутником и сыном Великой Богини. Этот молодой бог ежегодно рождался, умирал и снова воскресал (кстати, как и у нас Христос, – Рождество, Распятие, Воскресение).  Ахейцы, находясь под влиянием минойской религии, присвоили критскому Зевсу свойства Бога Прорастания… Обратите внимание: эпоха бронзы и весь период минойской цивилизации – это доисторическое время. Мы пытаемся анализировать мифологию и археологические данные, чтобы приблизительно установить, что происходило в нашей стране 4000 лет назад…»

Так что минойский дворец Кносс, вполне вероятно, мог иметь место поклонения богу Зевсу. Но ответить однозначно – либо «да», либо «нет» – на вышеупомянутый вопрос не получается.

Август 2020