Вслед за святителем Афанасием: От Крита до Москвы

Друг нашей газеты и, пожалуй, лучший лицензированный русскоговорящий гид на Крите, знаток истории острова, доктор наук Стаматис Пателарос рассказал нам о своем древнем и знатном роде на Крите. В роду Пателаросов было много знаменитых людей, жизнь и деятельность которых известна далеко за пределами Греции. Наш рассказ – о святителе Афанасии III, Пателарии, патриархе Константинопольском (Цареградском), Лубенском и Харьковском чудотворце.

Вслед за святителем Афанасием: От Крита до Москвы

Святитель Афанасий, в миру Алексий, родился в 1560 или 1597 г. под Ретимно на Крите. Происходил из знатного греческого рода Пателариев, родственного императорской династии Палеологов. Обучался в знаменитом Аркадийском монастыре, который давал своим ученикам разносторонние познания и твердое православное воспитание, что было очень важно на Крите в то время находящемся в руках венецианцев-католиков. Алексий изучал риторику, грамматику и пиитику, математику и астрономию, музыку и литературу, богословские науки, владел древнегреческим, латинским, арабским, древнееврейским и итальянским языками.

В юности был красив лицом, с открытым добрым взглядом, располагавшим к нему людей при первой встрече. Богослов, философ и поэт по природе, он пользовался большим вниманием в высшем обществе Крита, ему предстояла и блестящая будущность. Но шумная жизнь света была не по душе юноше: влекла тихая благочестивая жизнь христианских подвижников Крита, святой горы Синайской и Афона. До 26 лет Алексий жил на Крите, а после смерти отца удалился от мира в один из Солунских монастырей (Солунь – старое русское название греческого города Салоники) и принял монашество с именем Анания, ушел в монастырь Есфигмен на Афоне. Здесь он проводил время в строгом воздержании, проходя послушание.

Потом он совершил паломничество в Иерусалим, посетил палестинские монастыри. В одном из них принял второй постриг с именем Афанасий. После возвращения в Солунь Афанасий был возведен в сан священника. Он распространял православие среди валахов и молдаван, для которых перевел Псалтирь с греческого на их родной язык. Вскоре Афанасий стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых.

Своими трудами в романских землях, святостью жизни и духовными дарованиями Афанасий при­влек благосклонное внимание Патриарха Константинопольского Кирилла I Лукариса, который назначил его проповедником при своей кафедре: Кирилл был тоже уроженцем Крита. В 1631 г. Афанасий был возведен в сан епископа и назначен на одну из главных митрополий – в Салоники. В её пределах находится гора Афон.

В 1634 г. против патриарха Кирилла I сформировалась группа недовольных кальвинистскими идеями в его риторике: он был оклеветан перед султаном и заточен на острове Тенедос, а Афанасий сочтён был достойным занять его пост. Католическая Франция, поддержав его кандидатуру, помогла собрать бакшиш в 60 тысяч талеров, полагавшийся за интронизацию, и первый раз 25 марта 1634 г. его возвели на патриарший престол, однако через 40 дней вернули Кирилла I.

После этого святитель отправился на Афон, где более года жил в уединении, постясь и читая молитвы. На месте его уединения позже образовался русский Ильинский скит. Затем он год жил в Италии, в Анконе и Венеции, где Папа Римский предлагал ему перейти в католичество, обещая кардинальское достоин­ство, но святитель остался верен святому православию.

В 1635 г. Афанасий вторично был возведен на патриаршество, но через год низложен и сослан на остров Родос. В 1638 Кирилл I был удавлен по приказу султана и Афанасий был возвращен из ссылки в качестве претендента на патриарший престол. Однако патриархом стал Кирилл II, который учился у иезуитов, а Афанасий снова с 1638 г. возглавил Фессалоникийскую митрополию. По делу о неуплате ею налогов его опять посадили и отпустили по заступничеству царя Михаила Романова: в 1643 г. Афанасий был приглашён в Москву, но по дороге заболел и остался в Молдавии под покровительством господаря Василия Лупу: основал монастырь святителя Николая близ Галаца. В Молдавии он прожил до 1651 г., постоянно посещая гору Афон и надеясь там окончить свою жизнь. Однако в начале 1651 г. он вернулся в Константинополь и 25 мая был вновь поставлен патриархом, однако пробыл на кафедре только 40 дней. Затем, в 1652 г., он в четвертый раз был возведен в сан патриарха, но пробыл им только 15 дней: в одной из проповедей высказал своё несогласие с католицизмом.

В это трудное время святитель Афанасий нашел поддержку со стороны Русской Православной Церкви. В январе 1653 г. он отправился в Москву. Путь его проходил через хорошо знакомую ему Молдавию и разоренную освободительной войной Украину, где он был гостеприимно встречен Богданом Хмельницким. От него патриарх получил личную просьбу к царю Алексею Михайловичу. В апреле 1653 г. он был с большими почестями встречен в Москве патриархом Никоном, а затем принят царем. В Москве, по просьбе Никона, Афанасий правил книги и написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», который лег в основу московского «Чина архиерейского служения», используемого в РПЦ и сейчас. Он оставил записи, в которых пытался побудить царя в союзе с Молдавией и Запорожским войском начать войну с турками, после разгрома которых царь должен был занять престол византийских императоров, а Московский патриарх – вселенскую кафедру, а ещё Афанасий якобы отметился тем, что занимался продажей в большом количестве отпущений грехов на Руси и Украине.

В декабре 1653 г. он отправился в обратный путь. Как будто Афанасий даже принимал участие в Переяславской Раде, а потом, до конца февраля, был гостем Б.Хмельницкого. По дороге святитель серьезно заболел и вынужден был остановиться в Мгарском Преображенском монастыре рядом с городом Лубны на Полтавщине. Однако болезнь обострилась, и в апреле святитель Афанасий скончал­ся. Игумен монастыря и свита патриарха похоронили его в храме под амвоном, возле Царских врат, в облачении и в сидячем положении, как и положено по обряду восточным патриархам.

Когда через 8 лет после его кончины 1 февраля 1662 г. вскрыли гробницу, то увидели тело нетленным, «лишь на правой руке, которая держала посох, не было двух или трех пальцев. Одежда с его тела упала и сотлела, кресло сгнило. Целыми остались только палица и посох». Впоследствии он был канонизован, причтен к лику святых, а мощи торжественно размещены с правой стороны собора. Тело святителя было облачено в новые ризы и открыто для всеобщего поклонения. Нео­бычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидящим.

Об их исцеляющих способностях его мощей распространилась слава, и тысячи людей шли в Мгарский монастырь с надеждой и верой.

Так продолжалось до революции. В 1922 г. в Лубнах, как и во всей Украинской советской республике, началось изъятие церковных ценностей – нужно было возрождать страну. Вначале это происходило спокойно. Но когда из Харькова приехал нарком с требованием изъять раку Афанасия Сидящего (она была из чистого серебра, весила 4 пуда 10 фунтов), то население всей Полтавщины массово пошло в монастырь. Десятки тысяч людей окружили собор и не давали комиссарам приблизиться к мощам святого. Церковная служба шла круглосуточно, священники сменяли друг друга каждые 3-4 часа. Народ ежедневно прибывал, несмотря на военные учения вокруг монастыря, которые устроили власти. 3 тысячи солдат, маневры с пулеметной и артиллерийской стрельбой не испугали паству: службы продолжались, народ не расходился. Помогла комиссарам только уборочная страда, когда верующие постепенно разъехались по домам. Монахи сами переложили мощи Афанасия в деревянный гроб, а серебряную раку комиссары отвезли в Харьков, в тогдашнюю столицу Украины. Туда же в 1936 г. были перенесены и мощи святителя. В 1939 г. Политбюро отменило все постановления о гонениях на церковь, и мо­щи свя­ти­те­ля Афа­на­сия сохранялись в Харь­ков­ском го­род­ском ис­то­ри­че­ском му­зее.

Во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, в 1943 г., был вновь от­крыт Харьков­ский Бла­го­ве­щен­ский ка­фед­раль­ный со­бор, ку­да затем пе­ре­не­сли мо­щи свя­ти­те­ля Афа­на­сия. В настоящее время они находятся в особо устроенной раке в пра­вом при­де­ле со­бо­ра, где еже­не­дель­но по чет­вер­гам со­вер­ша­ет­ся осо­бое ве­чернее бо­го­слу­же­ние.

В 1993 г. часть мощей (фрагмент пальца) святителя перенесены на его малую родину на Крит в древнюю деревню Аксос под Ретимно. В Греции был установлен день его памяти — 21 августа. В 2008 г. в Аксосе на пожертвования людей была построена новая церковь Святого Афанасия Пателароса, в которой и хранятся эти мощи.

В статье использованы материалы «Житие и Акафист Святителю Афанасию Патриарху Константинопольскому Лубенскому Чудотворцу». Издательство Харьковского Епархиального Управления Украинской Православной Церкви. г  Харьков 1998г.