Обычай украшать елку к Рождеству привез в страну эллинов первый король Греции Оттон. Семнадцатилетний баварский принц Отто, влюбленный в Элладу, даже имя переменил на греческий вариант – «Оттон», но традиций родины не забыл. В 1834 году у королевской резиденции в Нафплионе, тогдашней столице Греции, появилась первая в истории страны украшенная елка (по некоторым версиям, пихта).
Говорят, горожане выстраивались в очередь, чтобы увидеть это сияющее рождественское чудо. С переездом Оттона в Афины елку стали украшать за пределами дворца, так что полюбоваться ей смогло еще большее количество людей. Несмотря на всеобщее любопытство и восхищение, зеленая красавица не сразу присоединилась к новогоднему декору. Но со временем знать привыкла к новой традиции, и елки к Рождеству стали «вырастать» во многих домах, хотя укоренился обычай только после Второй мировой войны. До этого в прибрежных районах греки наряжали деревянные кораблики, что вполне объяснимо: эллины – народ морской и благополучие в доме, как и сама их жизнь, часто зависели от моря. Кораблики как символ Рождества и Нового года живы до сих пор и конкурируют по популярности с привычными елками.
Собственно, сама традиция украшать дерево к празднику не нова для Греции – она существовала еще в античные времена. Древние греки декорировали оливковые или лавровые ветви гирляндами из красных и белых шерстяных лент, а также осенними фруктами, чтобы поблагодарить богов за урожай прошедшего года и попросить такого же в наступающем. Эта ветвь оливы, «предок» рождественской елки, называлась Иресиони (от др.-греч. ειρος , ἔριον – «шерсть»), как и сам обычай. В сентябре – октябре с такими ветками дети ходили по улицам, пели – получали подарки, а потом закрепляли Иресиони над входом в дома, где они оставались до следующего года. В византийские времена древний языческий обычай был запрещен, но в веке XIX, во времена короля Оттона, вернулся – уже в европеизированном виде.
Предвестником рождественской елки можно считать и старый греческий обычай Христоксило (Χριστόξυλο), характерный в основном для деревень Северной Греции. Накануне Рождества хозяин отправлялся в лес, чтобы срубить сосну или оливу. Большие поленья должны были гореть в камине все 12 дней от Рождества до Феофании (Крещения), чтобы принести удачу и изгнать духов-проказников – каликандзар, норовящих пробраться в дом в период Святок.
Теперь хвойные к новогодним праздникам выращивают в Греции на материке в специальных питомниках и продают их не только внутри страны. В качестве рождественского деревца греки часто используют и пихту, и кипарис. На островах в основном покупают искусственные елки, а то и наряжают хвойники, растущие поблизости от дома. Для такого случая годится и араукария, чилийская сосна, прижившаяся на Крите, например.
Кстати, обычай «Иресиони» связан как раз с Критом, вернее с мифом о Тесее. Когда герой отправлялся на битву с Минотавром, он остановился на острове Делос, где принес жертву Аполлону. И пообещал: если он выиграет битву с Минотавром, то вернется с украшенной веткой оливы в руках. Так и случилось: победил, вернулся, поклонился Аполлону веткой священного дерева. С тех пор, говорит предание, потомки Тесея и переняли обычай «Иресиони».
Источники: asxetos.gr, ipop.gr, ellinismosonline.gr, proionta-tis-fisis.com