Исторические личности, связанные с городом Сития

В статье про Ситию, небольшой город Восточного Крита, (https://thenewgreece.com/advise/sitia/) упоминалось несколько известных людей. Это Вицендзос Корнарос – автор эпической поэмы «Эротокритос», знакомой каждому жителю Греции, и Хусейн Авни-Паша – один из губернаторов Крита во времена османской оккупации острова, который в 1870 году купил заброшенное, пустынное  место старого города Сития, построил здесь новый город и назвал его своим именем – Авни. Расскажем об этих людях немного подробнее.

Вицендзос Корнарос

Великий поэт, автор романа в стихах «Эротокрит», родился в деревне Трапезонта под поглотившей ее Ситией 26 марта 1553 года, почти ровно через 100 лет после падения Константинополя и окончания Средневековья. Недаром он будет впоследствии причислен к представителям критского Ренессанса.

Умер чуть раньше Шекспира и Сервантеса.

Его отец якобы происходил из венецианского патрицианского рода Корнаро, но имя и фамилия даются и в итальянском, и в греческом варианте: Якопо Корнаро / Иаковос Корнарос. То ли он уже был гасмулом, то ли это следствие грецизирования их историками (о гасмулах читайте в архиве нашей газеты №4 за 2017 г. в статье «О Крите и его жителях» https://thenewgreece.com/unknown-crete/crete-and-its-inhabitants-2/). Принято считать отца зажиточным венецианцем. Однако творчество его сына Вицендзоса уже целиком принадлежало Греции, вернее поначалу Криту.

Роман написан на критском диалекте, но по форме близок к народному эпосу, и в начале ХХ века в анатолийской Смирне (современном Измире) люди без труда понимали этот текст, насыщенный критскими идиомами, а путешественники по Криту XVIII и XIX веков вообще утверждали, что тамошние жители знали это произведение наизусть.

Главный его герой, действовавший в древние времена, всегда выступал победителем и тем отражал чаяния греков, живших под османским господством.

Хусейн Авни-паша

Он куда как менее известен, но заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее, да и известно о нем гораздо больше.

Был турком, родился в 1819 г. в бедной семье Ахмеда по кличке Ослятник (за то, что был торговцем ослами, но, вероятнее, их пастухом. О пользе ослиного молока читайте в предпоследнем номере нашей газеты: https://thenewgreece.com/kitchen/donkey-milk-the-healing-drink-of-ancient-greece/).

В юности будущий паша несколько месяцев учился в медресе в Константинополе – может, действительно, отец торговал ослами и смог послать сына в столицу. Поступил в армию, потом учился в военной школе. В 1849 г. был в составе первого выпуска Высшей военной школы, предшественницы Академии Генерального штаба. Опять служил в армии, преподавал в академии, дослужился до начальника военных училищ и в 1863 году получил звание маршала.

В 1866 году вспыхнуло очередное восстание на острове против османской империи, владеющей Критом. Когда стало ясно, что для его подавления нужны дополнительные силы, в марте 1867 г. султан отправил на Крит этнического серба, боевого генерала Омер-пашу, с 25-тысячным экспедиционным корпусом. Он начинал военный путь в австро-венгерской армии, а после обвинения в хищении средств из казны в полку своего отца бежал в Османскую империю, где пригодился и был обласкан. В 1843-м он подавил восстание албанцев, в 1846-м – восстание курдов, в 1850-м – бошняков и участвовал в Крымской войне.

Драматическая борьба греков за независимость Крита вызвала в Европе симпатию к грекам. Так, герой романа Жюля Верна капитан Немо доставлял боеприпасы именно критским повстанцам.

Кстати, сам капитан Немо, по замыслу Жюля Верна, был польским повстанцем, сторонником Костюшко, бежавшим с царской каторги в Сибирь, но издатель убедил писателя изменить его биографию, чтобы не потерять деньги от продаж в России, боясь лишиться громадного российского рынка.

К осени 1867 г. стала очевидной бессмысленность силового подавления Критского восстания, и Омер-пашу отозвали. Был взят курс на умиротворение. В конце года султан направил губернатором на Крит Авни-пашу, который повел линию на умиротворение: с одной стороны, стал вовлекать жителей в новые органы местного управления, предусмотренного новым османским законом для Крита, а с другой – затеял строительство фортов и башен наподобие донжонов в ключевых точках острова. Ко времени его правления относятся основные строительные работы по укреплению критского форта Идзедин.

В результате этой политики повстанцы постепенно потеряли поддержку жителей, уставших от затянувшейся войны, и к 1869 г. восстание завершилось, а Авни-пашу отозвали и уже 09.02.1869 г. назначили османским главнокомандующим – членом правительства, а затем в 1874–1875 гг. он был великим визирем.

Судя по датам, в это время он и приобрел землю в восточной части Крита и выделил деньги для строительства на месте Ситии города под своим именем.

Авни-паша был недоволен политикой султана Абдул-Азиза. В частности, он не поддерживал действия султана, направленные на сближение с Россией. С его точки зрения, такая политика должна была закончиться вторжением России, и, чтобы предотвратить это, он принял участие в заговоре по смещению султана-русофила. Авни-паша взял на себя военную часть переворота.

Султана Абдул-Азиза арестовали и поместили под стражу. Через несколько дней было организовано его убийство, которое осуществили под видом самоубийства. Вот детали этого события.

В показаниях одного из убийц, борца Мустафы Чавуша, говорится: «Борец Фахри-бей, обхватив султана сзади, держал его за руки. Двое других, Мехмет Хаджи и Мустафа Алжирский, сидели на его ногах. Я складным ножом хорошенько перерезал вены на левой руке. А еще пырнул ножом в нескольких местах в правую руку». Есть показания Рюшдипаши на предварительном следствии, согласно которым в полицейском участке султан еще был жив, у него еще текла кровь, и к приходу врачей он показывал признаки жизни, но врачи побоялись трогать султана и не решились оказать ему помощь. Согласно другим показаниям, омовение (в тот же день) пришлось производить дважды, поскольку опять текла кровь – султан все еще был жив.

Для составления протокола медицинского освидетельствования тело Абдул-Азиза доставили в соседний полицейский участок и положили на постель. Авни-паша набросил на тело сверху занавеску с окна полицейского участка, оставив открытыми только руки. Но тело показывать не стал: «Это тело вам не Ахмет-ага, Мехмет-ага какой-то – это падишах. Открывать, со всех сторон демонстрировать – не буду». Собралось 19 докторов разных национальностей. Приглашенный первым друг Авни-паши, Марко Паша, самоубийство свидетельствовать отказался. Второй, военврач-миралай Омер-бей, отказался тоже. С него тут же сорвали эполеты и отдали приказ отправить в ссылку в Ливию. Общий осмотр проходил спереди. Из собранных врачей некоторые осмотрели только руки, остальные лишь прочитали протокол и поставили свои подписи в присутствии врача английского посольства – как свидетеля составления подробного отчета о происшедшем, зафиксировавшего самоубийство.

Убийство свергнутого султана заговорщики обосновывали опасностью его возвращения на трон с помощью русских. Организация убийства не сошла с рук Авни-паше. 15.06.1876 года на заседании кабинета министров он был убит Черкесом Хасаном, старшая сестра которого была женой султана.

Хасан и его сестра были детьми черкесского аристократа Исмаила Баракая Дзиапш-ипы, предводителя убыхов-вардане из аула, стоявшего на месте современного Лоо в Сочи.

Художественно, хотя неточно, эти события описаны абхазским советским писателем Багратом Шинкубой в романе «Последний из ушедших» об убыхах – самом богатом, организованном и непримиримом в борьбе с Россией этносе абхазо-адыгской группы, покинувшем родину по итогам Кавказской войны и в полном составе перебравшемся в Османскую империю. В Турции сохранить свою национальную идентичность и язык убыхам не удалось. Они потеряли свою культуру и были полностью ассимилированы в иноязычной среде. Пропал этнос.

Олег Логинов, октябрь 2021