Остров Крит и православное христианство

Со времен становления христианства в Европе остров Крит становится в центре православного развития. Множество религиозных памятников культуры сосредоточено на острове. Православные традиции и жизнь населения неразрывно связаны. История христианства на Крите насчитывает около двух тысячелетий. Христианство на острове Крит проповедовали еще в I веке апостол Павел со своим учеником Титом, который впоследствии стал первым епископом острова.

В настоящее время остров Крит представляет собой собственную архиепископскую епархию, отдельную от остальной Греции и здесь функционируют  множество церквей и десятки монастырей, которые оказали  существенную роль в становлении христианства на данной территории. В женских монастырях много монахинь, до 60-ти человек, а в мужских монахов — 3-4. Критская архиепископия (8 митрополий) является полуавтономной в составе Константинопольского Патриархата, признана всеми православными церквами. Статус полуавтономии получен  20 декабря 1965 года,  с 28 февраля 1967 года стала архиепископией.

Главой Критской Церкви является 82-летний архиепископ Ириней (Афанасиадис), избранный на этот пост в 2006 году.

Существуют и старостильники, которые не приняли новый стиль (григориане). Они не имеют канонического общения ни с одной православной Церковью.

Ранние годы зарождения православного христианства  на острове Крит и аскетизм

Прежде чем отправиться в Рим, Святой Павел два года провел на Крите, проповедуя христианское учение. С этого момента началась многовековая традиция аскетизма, которая сохраняется до сих пор. По преданию, апостол Павел два года жил в маленькой пещере возле деревни Кали Лименес. Пещера сейчас открыта для посетителей. Перед отъездом в Рим Павел рукоположил своего ученика Тита в первого епископа Крита.

Новое запрещенное верование начало постепенно распространяться на острове. А после Миланского эдикта 313 года, провозгласившего религиозную терпимость к христианству на территории Римской империи, стали возводиться первые большие храмы.

С прибытием на Крит Иоанна Отшельника начало развиваться мощное направление аскетизма, сохраняющееся и по сей день. Сотни отшельников стали уединяться в отдаленных уголках острова и сформировали целые аскетические сообщества, которые позже превратились в процветающие монастыри.

Для многих людей аскетизм может быть полезен не только тем, кто интересуется им в силу своей веры, но и обычному современному человеку, которому интересно самосовершенствование, которое, как известно, невозможно без очищения тела и сознания от всего лишнего. Христианская аскеза — это, в том числе, разнообразные посты, обеты, идея смирения, любви к ближнему, преодоление «комплекса плоти».

Особым примером отшельничества служит католический монастырь на мысе Акротири, где монахи живут в пещерах и выполняют свое служение вдали от мирских удовольствий. Также важную роль сыграли религиозные общины на уединенных полуостровах Грамвуса и Родопу, где было несколько небольших монастырей.

Важнейшим обиталищем отшельников стали естественным образом изолированные непроходимые горы Астерусия к югу от Ираклиона.  В сотнях пещер между Агиос Николаос и мысом Литино до сих пор живут отшельники. Они практически не общаются друг с другом. Отшельники районов Агиофараго и Марцало собираются раз год в пещере Гуменоспилиос, чтобы выяснить, кто пережил этот год.

На востоке Крита в северной провинции Мирабелло находится крупнейший район обитания аскетов, где возведены десятки небольших монастырских строений. Здесь отшельники строят крошечные монастыри, где обычно живут в одиночку.

Первые христианские памятники острова Крит

Первые базилики (тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) нефов — различных по высоте помещений, разделённых колоннами) были построены в IV веке. Их развалины до сих пор поражают своими размерами и величественностью.

На острове Крит  обнаружено порядка 80 таких базилик. Их количество свидетельствует об экономическом благополучии, поскольку строительство таких больших памятников требовало огромных затрат. В Гортисе, который был столицей Крита до прихода арабов, располагалась самая большая базилика, посвященная Святому Титу. Ее остатки можно увидеть недалеко от деревни Митрополи, а в археологическом заповеднике Гортиса находится базилика поменьше, также посвященная этому Святому.

Помимо базилик Гортиса развалины подобных памятников можно увидеть в Херсониссосе, Франгокастелло, Элунде, Альмириде, Панормо, Гуледиане, Суйе, Элефтерне и в других частях острова Крит.

Критская школа иконописи

На острове Крит имеются следы ранних христианских базилик, часовни в пещерах и византийские церкви расписанные орнаментами, соответствующими веяниями того времени.

Особое внимание стоит уделить поствизантийской школе иконописи, существовавшей на острове Крит в XV-XVII века в период владения им Венецианской республикой. После изгнания турками в середине XVII века с острова венецианцев школа живописи сохранялась на Ионических островах.

Критская школа иконописи сочетала византийские образцы с мотивами итальянского искусства. Работы её мастеров заказывали как православные так и католики. Существовало письмо на заказ с использованием греческого  или католического стилей. Критская школа иконописи достигла своего расцвета в венецианский период, а самым знаменитыми ее представителями были известные мастера: Эль Греко, Михаил Дамаскин, Феофан Критский, Эммануил Цанес, Теодорос Пулакис.

Ноябрь 2017